Интегративная арт-терапия в современной психологической практике

Продолжительность: 72 ч.

Телефон:
8 (8442) 98-00-38

Преподаватели

Голубь
Оксана Викторовна

- психолог (стаж работы 28 лет), кандидат психологических наук, доцент

Образование: высшее, специальность «Психология», квалификация Преподаватель психологии и педагогики; 

Имеет дипломы о профессиональной переподготовке с правом ведения профессиональной деятельности в сфере «Менеджмент организации (технологии управления персоналом)», «Практическая психология (интегративный подход)» «Клиническая психология»  

Ежегодно проходит  курсы повышения квалификации

Действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги

Имеет 152 публикации из них  25 учебно-методических.

Повышение квалификации слушателей осуществляемое с применением различных образовательных и психологических технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с законодательством об образовании.

1. Цель программы: 
В результате прохождения обучения слушатель ознакомится  с теоретической и практической базой  интегративной арт-терапии и ее прикладными аспектами, а также расширит профессиональных навыков

2. Планируемый результат обучения:

Лица, успешно освоившие программу, должны овладеть следующими компетенциями: теоретическая подготовка и решение большого числа реальных практических задач в области консультативной психологической практики.

Совершенствуемые компетенции:

Компетенция Направление подготовки

 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО   ОБРАЗОВАНИЯ  ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
  37.03.01 Психология (направление «БАКАЛАВРИАТ»)

Код компетенции
1 Способен  к постановке профессиональных задач в области  научно-    исследовательской и практической деятельности

ПК-6

 

 

Совершенствуемые компетенции в соответствии с трудовыми фикциями профессионального стандарта «Психолог»:

Компетенция Профстандарт
1

Способен к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности

 

 

 

01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования), зарегистрированным в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575
Трудовые функции(код)
А/03.7;  А/04.7; А/05.7

03.008 Психолог в социальной сфере зарегистрированным в Минюсте России 25 декабря 2013 г. N 30840.
Трудовые функции(код)
А/03.7; А/05.7

01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых, зарегистрированным в Минюсте России 28.08.2018 г.  N 52016
Трудовые функции(код)
А/03.6; С/03.6

 

После окончания обучения Слушатель будет знать:

  • Основные подходы, лежащие в основе интегративной арт-терапии
  • систему представлений в широком спектре видов и форм арт-терапии, что дает возможность подобрать наиболее подходящие направления и техники в рамках собственной практической деятельности;
  • Психические состояния в процессе арт-терапевтической деятельности
  • Особенности применения арт-терапевтических техник в различных подходах психотерапевтической и консультативной практики
  • Этапы арт-терапевтического процесса
  • Особенности интегративной арт-терапии в работе с разными возрастными группами
  • Интегративные арт-терапевтические технологии в индивидуальных и групповых психологических консультациях 

 

После окончания обучения Слушатель будет уметь:

  • применить на практике полученные знания и навыки, 
  • анализировать состояния клиента с помощью различных техник, гармонизировать его психоэмоциональное состояние
  • понимать особенности организации арт-терапии и осуществлять техник для клиентов различных возрастных групп
  • осуществлять работу на основе арт-терапевтических техник с группой,
  • применять арт-терапевтические техники в индивидуальных консультациях,
  • использовать приемы и методы арт-терапии для саморегуляции и предотвращения эмоционального выгорания

 

Категория слушателей: психологи, педагоги-психологи, клинические психологи.

Требования к предварительной подготовке: Не требуется.

Срок обучения: 72 академических часа,

Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная. По желанию слушателя форма обучения может быть изменена и/или дополнена.

Режим занятий: дневной, вечерний, групповых одного дня.

 


п/п
Наименование разделов, дисциплин и тем Всего часов В том числе: Самостоятельная работа (СРС) Формы контроля
лекции практические

1.

Научно-методические основы интегративной арт-терапии и история ее возникновения

6

2

-

4

Устный опрос

2.

Язык арт-терапии, терминологическое поле и базовые техники в контексте интегративного подхода.

8

2

-

6

Устный опрос

3.

Основные направления, виды и формы арт-терапии

16

2

6

8

Устный опрос

4.

Организация арт-терапевтической деятельности

10

2

2

6

Устный опрос

5.

Интегративные арт-терапевтические технологии в индивидуальных  и групповых психологических консультациях

12

2

4

6

Устный опрос

6. 

Особенности интегративной арт-терапии в работе  с разными возрастными группами

14

4

4

6

Устный опрос

                 7.                  

Итоговая

аттестация

4

-

4

-

Зачёт

(Устный опрос)

 

ИТОГО

   72

14

22

36

 Зачет

 

 

Календарный учебный график:

Календарный учебный график формируется при осуществлении обучения в течение всего календарного года. По мере набора групп слушателей по программе составляется календарный график, учитывающий объемы лекций, практики, самоподготовки, выезды на объекты.

Неделя обучения 1 2 3 4 5 6 7 Итого часов
пн вт ср чт пт сб вс  
1 неделя           8 6 14
СРС     4 6 8     18
2 неделя           6 6 12
СРС     6 6 6     18
3 неделя           6 4 ИА 10
Итого:               72
Примечание: ИА – Итоговая аттестация

 

Содержание занятий

Тема 1. Научно-методические основы интегративной арт-терапии и история ее возникновения

Общее представление об арт-терапии. Особенности арт-терапии как терапевтического

направления. Основные подходы и принципы арт-терапии. Методология,

интердисциплинарная теория, технология арт-терапии. Предпосылки возникновения арт-терапии. Использование разных видов искусства в целях

врачевания в разные исторические периоды. Эмпирические данные о целительном

воздействии живописи, театра, музыки. Роль искусства в восстановлении функций организма и

его влияние на духовный мир человека. Первые попытки научного осмысления механизмов

воздействия искусства на человека в России, Европе, США.

 

Тема 2. Язык арт-терапии, терминологическое поле и базовые техники в контексте интегративного подхода.

Язык арт-терапии, терминологическое поле. Базовые техники арт- терапии. Общая характеристика интегративной арт-терапии и особенности ее терминологического поля.

 

Тема 3. Основные направления, виды и формы арт-терапии

Лечебный эффект искусства в контексте теоретических идей З. Фрейда и К.Юнга. Становление арт-терапии как самостоятельного направления лечебно-коррекционной работы. Создание первых

профессиональных объединений арт-терапевтов. Формирование различных арт-терапевтических направлений. Вклад в развитие арт-терапии психодинамического направления, гуманистического и трансперсонального подходов. Современное состояние арт-терапевтического направления в России и за рубежом. Основные виды и формы арт-терапии: пассивная и активная.  

 

Тема 4. Организация арт-терапевтической деятельности

Оснащение кабинета арт-терапии. Материалы и инструментарий в арт-терапевтической практике. Организационные процедуры на различных этапах арт-терапевтической сессии. Отбор клиентов для проведения индивидуальной и групповой арт-терапии. Критерии комплектования групп. Этические вопросы и принципы арт-терапевтической деятельности. Оценка конечных и промежуточных результатов в арт-терапии. Проблема оценки результатов арт-терапии. Критерии эффективности работы коррекционного арт-терапевта. Технологии разработки программы арт-терапевтической деятельности. Документирование арт-терапевтического процесса и его результатов. Особенности организации интегративной арт-терапевтической деятельности.

 

Тема 5. Интегративные арт-терапевтические технологии в индивидуальных и групповых

психологических консультациях

Психологические факторы индивидуальной и групповой работы. Организационные процедуры

на различных этапах интегративной арт-терапевтической сессии. Фактор художественной экспрессии в индивидуальной и групповой работе. Фактор психотерапевтических отношений в интегративной арт-терапии. Фактор интерпретации и вербальной обратной связи. Формы групповой интегративной арт-терапии. Классификация арт-терапевтических групп (студийная открытая, аналитическая закрытая, тематически-ориентированная), их признаки.

 

Тема 6. Особенности интегративной арт-терапии в работе  с разными возрастными группами

Возможности применения арт-терапевтических методик в работе с различными возрастными группами клиентов. Использование арт-терапии в психологии, педагогике, медицине, бизнесе, социальной работе. Особенности арт-терапии в работе с детьми и подростками (в норме и отклонениями), взрослыми, пожилыми людьми.

Тема 7. Итоговая аттестация

Организационно-педагогические условия

Соблюдениетребованийккадровымусловиямреализациидополнительнойпрофессиональнойпрограммы:

а)преподавательский состав образовательной организации, обеспечивающий образовательный процесс, обладает высшим образованием и стажем преподавания по изучаемой тематике не менее 1 года и (или) практической работы в областях знаний, предусмотренных модулями программы, не менее 3(трех)лет;

б)образовательной организацией наряду с традиционными лекционно-семинарскими занятиями применяются современные эффективные методики преподавания с применением интерактивных форм обучения, аудиовизуальных средств, информационно-телекоммуникационных ресурсов и наглядных учебных пособий.

Соблюдение требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению дополнительной профессиональной программы:

а) образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая современные аудитории, библиотеку, аудиовизуальные средства обучения, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов практической и дисциплинарной подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы.

б) в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде, содержащей все электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы.

 

Формы аттестации и оценочные материалы

Образовательная организация несет ответственность за качество подготовки слушателей и реализацию дополнительной профессиональной программы в полном объеме в соответствии с учебным планом.

Оценка качества освоения программы повышения квалификации слушателей включает текущий контроль успеваемости и итоговую аттестацию.

Результаты итоговой аттестации слушателей программы повышения квалификации в соответствии с формой итоговойаттестации,установленнойучебнымпланом,выставляютсяподвухбальнойшкале(«зачтено\незачтено»).

Слушателям, успешно освоившим программу повышения квалификации ипрошедшимитоговуюаттестацию,выдаетсяудостоверениеоповышенииквалификации.

Итоговая аттестация проводится в форме демонстрации слушателем практических навыков в соответствии с учебным планом. Результаты итоговой аттестации заносятся в соответствующие документы.

 

Вопросы к промежуточной аттестации

  • Предмет, задачи и методы интегративной арт-терапии
  • История становления интегративной арт-терапии
  • Признаки и структура творческого акта
  • Место интуиции в процессе творчества
  • Особенности измененного состояния сознания в процессе творчества
  • Психические состояния в процессе творчества
  • Творческий процесс и законы высшей нервной деятельности.
  • Индивидуальные различия нейрофизиологических задатков в процессе творчества
  • Возрастная динамика творческой продуктивности
  • Подходы к пониманию креативности
  • Структура креативности
  • Методы психодиагностики в арт-терапевтическом процессе
  • Творческие способности: их уровни и развитие
  • Формы художественного познания
  • Творческое воображение: стадии развития, внутренние механизмы и приемы создания образов воображения
  • Виды творчества: индивидуальное, коллективное, сотворчество
  • Понятие арт-терапии; ее формы и виды
  • Психотерапевтические возможности творчества
  • Основные подходы, лежащие в основе интегративной арт-терапии
  • Психические состояния в процессе арт-терапевтической деятельности
  • Особенности применения арт-терапевтических техник в различных подходах психотерапевтической и консультативной практики
  • Этапы арт-терапевтического процесса
  • Особенности интегративной арт-терапии в работе  с разными возрастными группами
  • Интегративные арт-терапевтические технологии в индивидуальных  и групповых психологических консультациях 

 

Итоговая аттестация

Время(мин):  40

Провести одну из освоенных техник интегративной арт-терапии в группе слушателей


Отзывы