Интегративная арт-терапия в современной психологической практике
Продолжительность: 72 ч.
Телефон:
8 (8442) 98-00-38
Преподаватели
Голубь
Оксана Викторовна
- психолог (стаж работы 28 лет), кандидат психологических наук, доцент
Образование: высшее, специальность «Психология», квалификация Преподаватель психологии и педагогики;
Имеет дипломы о профессиональной переподготовке с правом ведения профессиональной деятельности в сфере «Менеджмент организации (технологии управления персоналом)», «Практическая психология (интегративный подход)» «Клиническая психология»
Ежегодно проходит курсы повышения квалификации
Действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги
Имеет 152 публикации из них 25 учебно-методических.
Повышение квалификации слушателей осуществляемое с применением различных образовательных и психологических технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с законодательством об образовании.
1. Цель программы:
В результате прохождения обучения слушатель ознакомится с теоретической и практической базой интегративной арт-терапии и ее прикладными аспектами, а также расширит профессиональных навыков
2. Планируемый результат обучения:
Лица, успешно освоившие программу, должны овладеть следующими компетенциями: теоретическая подготовка и решение большого числа реальных практических задач в области консультативной психологической практики.
Совершенствуемые компетенции:
№ | Компетенция | Направление подготовки |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ |
||
Код компетенции | ||
1 | Способен к постановке профессиональных задач в области научно- исследовательской и практической деятельности |
ПК-6 |
Совершенствуемые компетенции в соответствии с трудовыми фикциями профессионального стандарта «Психолог»:
№ | Компетенция | Профстандарт |
1 |
Способен к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности
|
01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования), зарегистрированным в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575 03.008 Психолог в социальной сфере зарегистрированным в Минюсте России 25 декабря 2013 г. N 30840. 01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых, зарегистрированным в Минюсте России 28.08.2018 г. N 52016 |
После окончания обучения Слушатель будет знать:
- Основные подходы, лежащие в основе интегративной арт-терапии
- систему представлений в широком спектре видов и форм арт-терапии, что дает возможность подобрать наиболее подходящие направления и техники в рамках собственной практической деятельности;
- Психические состояния в процессе арт-терапевтической деятельности
- Особенности применения арт-терапевтических техник в различных подходах психотерапевтической и консультативной практики
- Этапы арт-терапевтического процесса
- Особенности интегративной арт-терапии в работе с разными возрастными группами
- Интегративные арт-терапевтические технологии в индивидуальных и групповых психологических консультациях
После окончания обучения Слушатель будет уметь:
- применить на практике полученные знания и навыки,
- анализировать состояния клиента с помощью различных техник, гармонизировать его психоэмоциональное состояние
- понимать особенности организации арт-терапии и осуществлять техник для клиентов различных возрастных групп
- осуществлять работу на основе арт-терапевтических техник с группой,
- применять арт-терапевтические техники в индивидуальных консультациях,
- использовать приемы и методы арт-терапии для саморегуляции и предотвращения эмоционального выгорания
Категория слушателей: психологи, педагоги-психологи, клинические психологи.
Требования к предварительной подготовке: Не требуется.
Срок обучения: 72 академических часа,
Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная. По желанию слушателя форма обучения может быть изменена и/или дополнена.
Режим занятий: дневной, вечерний, групповых одного дня.
№ п/п |
Наименование разделов, дисциплин и тем | Всего часов | В том числе: | Самостоятельная работа (СРС) | Формы контроля | |
лекции | практические | |||||
1. |
Научно-методические основы интегративной арт-терапии и история ее возникновения |
6 |
2 |
- |
4 |
Устный опрос |
2. |
Язык арт-терапии, терминологическое поле и базовые техники в контексте интегративного подхода. |
8 |
2 |
- |
6 |
Устный опрос |
3. |
Основные направления, виды и формы арт-терапии |
16 |
2 |
6 |
8 |
Устный опрос |
4. |
Организация арт-терапевтической деятельности |
10 |
2 |
2 |
6 |
Устный опрос |
5. |
Интегративные арт-терапевтические технологии в индивидуальных и групповых психологических консультациях |
12 |
2 |
4 |
6 |
Устный опрос |
6. |
Особенности интегративной арт-терапии в работе с разными возрастными группами |
14 |
4 |
4 |
6 |
Устный опрос |
7. |
Итоговая аттестация |
4 |
- |
4 |
- |
Зачёт (Устный опрос) |
|
ИТОГО |
72 |
14 |
22 |
36 |
Зачет |
Календарный учебный график:
Календарный учебный график формируется при осуществлении обучения в течение всего календарного года. По мере набора групп слушателей по программе составляется календарный график, учитывающий объемы лекций, практики, самоподготовки, выезды на объекты.
Неделя обучения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Итого часов |
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс | ||
1 неделя | 8 | 6 | 14 | |||||
СРС | 4 | 6 | 8 | 18 | ||||
2 неделя | 6 | 6 | 12 | |||||
СРС | 6 | 6 | 6 | 18 | ||||
3 неделя | 6 | 4 ИА | 10 | |||||
Итого: | 72 | |||||||
Примечание: ИА – Итоговая аттестация |
Содержание занятий
Тема 1. Научно-методические основы интегративной арт-терапии и история ее возникновения
Общее представление об арт-терапии. Особенности арт-терапии как терапевтического
направления. Основные подходы и принципы арт-терапии. Методология,
интердисциплинарная теория, технология арт-терапии. Предпосылки возникновения арт-терапии. Использование разных видов искусства в целях
врачевания в разные исторические периоды. Эмпирические данные о целительном
воздействии живописи, театра, музыки. Роль искусства в восстановлении функций организма и
его влияние на духовный мир человека. Первые попытки научного осмысления механизмов
воздействия искусства на человека в России, Европе, США.
Тема 2. Язык арт-терапии, терминологическое поле и базовые техники в контексте интегративного подхода.
Язык арт-терапии, терминологическое поле. Базовые техники арт- терапии. Общая характеристика интегративной арт-терапии и особенности ее терминологического поля.
Тема 3. Основные направления, виды и формы арт-терапии
Лечебный эффект искусства в контексте теоретических идей З. Фрейда и К.Юнга. Становление арт-терапии как самостоятельного направления лечебно-коррекционной работы. Создание первых
профессиональных объединений арт-терапевтов. Формирование различных арт-терапевтических направлений. Вклад в развитие арт-терапии психодинамического направления, гуманистического и трансперсонального подходов. Современное состояние арт-терапевтического направления в России и за рубежом. Основные виды и формы арт-терапии: пассивная и активная.
Тема 4. Организация арт-терапевтической деятельности
Оснащение кабинета арт-терапии. Материалы и инструментарий в арт-терапевтической практике. Организационные процедуры на различных этапах арт-терапевтической сессии. Отбор клиентов для проведения индивидуальной и групповой арт-терапии. Критерии комплектования групп. Этические вопросы и принципы арт-терапевтической деятельности. Оценка конечных и промежуточных результатов в арт-терапии. Проблема оценки результатов арт-терапии. Критерии эффективности работы коррекционного арт-терапевта. Технологии разработки программы арт-терапевтической деятельности. Документирование арт-терапевтического процесса и его результатов. Особенности организации интегративной арт-терапевтической деятельности.
Тема 5. Интегративные арт-терапевтические технологии в индивидуальных и групповых
психологических консультациях
Психологические факторы индивидуальной и групповой работы. Организационные процедуры
на различных этапах интегративной арт-терапевтической сессии. Фактор художественной экспрессии в индивидуальной и групповой работе. Фактор психотерапевтических отношений в интегративной арт-терапии. Фактор интерпретации и вербальной обратной связи. Формы групповой интегративной арт-терапии. Классификация арт-терапевтических групп (студийная открытая, аналитическая закрытая, тематически-ориентированная), их признаки.
Тема 6. Особенности интегративной арт-терапии в работе с разными возрастными группами
Возможности применения арт-терапевтических методик в работе с различными возрастными группами клиентов. Использование арт-терапии в психологии, педагогике, медицине, бизнесе, социальной работе. Особенности арт-терапии в работе с детьми и подростками (в норме и отклонениями), взрослыми, пожилыми людьми.
Тема 7. Итоговая аттестация
Организационно-педагогические условия
Соблюдениетребованийккадровымусловиямреализациидополнительнойпрофессиональнойпрограммы:
а)преподавательский состав образовательной организации, обеспечивающий образовательный процесс, обладает высшим образованием и стажем преподавания по изучаемой тематике не менее 1 года и (или) практической работы в областях знаний, предусмотренных модулями программы, не менее 3(трех)лет;
б)образовательной организацией наряду с традиционными лекционно-семинарскими занятиями применяются современные эффективные методики преподавания с применением интерактивных форм обучения, аудиовизуальных средств, информационно-телекоммуникационных ресурсов и наглядных учебных пособий.
Соблюдение требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению дополнительной профессиональной программы:
а) образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая современные аудитории, библиотеку, аудиовизуальные средства обучения, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов практической и дисциплинарной подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы.
б) в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде, содержащей все электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы.
Формы аттестации и оценочные материалы
Образовательная организация несет ответственность за качество подготовки слушателей и реализацию дополнительной профессиональной программы в полном объеме в соответствии с учебным планом.
Оценка качества освоения программы повышения квалификации слушателей включает текущий контроль успеваемости и итоговую аттестацию.
Результаты итоговой аттестации слушателей программы повышения квалификации в соответствии с формой итоговойаттестации,установленнойучебнымпланом,выставляютсяподвухбальнойшкале(«зачтено\незачтено»).
Слушателям, успешно освоившим программу повышения квалификации ипрошедшимитоговуюаттестацию,выдаетсяудостоверениеоповышенииквалификации.
Итоговая аттестация проводится в форме демонстрации слушателем практических навыков в соответствии с учебным планом. Результаты итоговой аттестации заносятся в соответствующие документы.
Вопросы к промежуточной аттестации
- Предмет, задачи и методы интегративной арт-терапии
- История становления интегративной арт-терапии
- Признаки и структура творческого акта
- Место интуиции в процессе творчества
- Особенности измененного состояния сознания в процессе творчества
- Психические состояния в процессе творчества
- Творческий процесс и законы высшей нервной деятельности.
- Индивидуальные различия нейрофизиологических задатков в процессе творчества
- Возрастная динамика творческой продуктивности
- Подходы к пониманию креативности
- Структура креативности
- Методы психодиагностики в арт-терапевтическом процессе
- Творческие способности: их уровни и развитие
- Формы художественного познания
- Творческое воображение: стадии развития, внутренние механизмы и приемы создания образов воображения
- Виды творчества: индивидуальное, коллективное, сотворчество
- Понятие арт-терапии; ее формы и виды
- Психотерапевтические возможности творчества
- Основные подходы, лежащие в основе интегративной арт-терапии
- Психические состояния в процессе арт-терапевтической деятельности
- Особенности применения арт-терапевтических техник в различных подходах психотерапевтической и консультативной практики
- Этапы арт-терапевтического процесса
- Особенности интегративной арт-терапии в работе с разными возрастными группами
- Интегративные арт-терапевтические технологии в индивидуальных и групповых психологических консультациях
Итоговая аттестация
Время(мин): 40
Провести одну из освоенных техник интегративной арт-терапии в группе слушателей