Организация психолого-педагогического сопровождения родителей детей, переживших насилие

Продолжительность: 24 ч.

Телефон:
+7 917 338 00 38

Выдаваемые документы:

Преподаватели

Ульянина
Ольга Александровна

Руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО МГППУ, Главный научный сотрудник научно-исследовательского центра Академии управления МВД России. Профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, доктор психологических наук, кандидат социологических наук, доцент, член-корреспондент РАО, опыт психолого-педагогической работы с тематикой насилия и жестокого обращения с детьми более 10 лет.

Организация психолого-педагогического сопровождения

родителей (законных представителей) детей,

переживших насилие

Аннотация программы

Программа дополнительного профессионального образования рассчитана на специалистов, оказывающих психолого-педагогическую помощь и поддержку родителям (законным представителям) детей, переживших ситуацию насилия и жестокого обращения. Цель реализации программы состоит в приобретении слушателями системных теоретических знаний в сфере психологического консультирования по тематике насилия над детьми.

В программе  рассматриваются методы и техники работы психолога консультанта с детьми и родителями, позволяющие специалисту более эффективно и качественно осуществлять помощь всем обратившимся за психологической помощью.

Программа дополнительного профессионального образования предполагает очно-заочный формат обучения.

Программа повышения квалификации: "Организация психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) детей, переживших насилие"

Количество часов: 24 ч. 

Режим занятий: 2 дня практических занятий по 8 часов в день, а также материалы для самостоятельной работы

Цель реализации программы: совершенствование профессиональных компетенций психологов и готовности к осуществлению профессиональной деятельности в области психолого-педагогического сопровождения семей по тематике насилия в отношении несовершеннолетних.

После прохождения курса вы сможете:

  • осуществлять практическую деятельность по психолого-педагогической и психологической поддержке семьи, детей и подростков, ставших жертвами физического, психологического, сексуального насилия;
  • разрабатывать программы комплексной реабилитации с учетом деятельности специалистов других учреждений и ведомств;
  • оказывать профилактическую, превентивную и психолого-педагогическую работу со случаями буллинга и жестокого обращения в образовательной организации.

Также вы научитесь осуществлять работу:

  • с детьми, пострадавшими от криминального насилия;
  • со случаями жестокого обращения с ребенком в семье;
  • с воспитанниками организаций для детей-сирот и детей, утративших попечение родителей;
  • по профилактике, предотвращению буллинга и оказанию помощи жертвам буллинга в образовательной организации;
  • по оказанию психолого-педагогической помощи детям, пережившим насилие, на основе научно обоснованных походов.

    1.1. Актуальность

    В настоящее время актуальными представляются вопросы консультирования родителей по проблемам, связанным с переживанием их детьми ситуаций насилия. Зачастую родители не знают, как правильно реагировать на подобные случаи, как вести себя так, чтобы еще больше не навредить ребенку, как справиться с эмоциями детей, переживших насилие, и своими собственными чувствами. В решении таких этих вопросов родители могут обратиться к психологу или педагогу-психологу, который должен обладать необходимыми знаниями и способностью оказать содействие в преодолении возникших проблем.

    Актуальность разработки программы повышения квалификации «Организация психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) детей, переживших насилие» (далее - Программа) обусловлена необходимостью подготовки квалицированных кадров, способных оказывать психологическую помощь родителям несовершеннолетних, подвергшихся различным видам насилия, что, в дальнейшем, обеспечит устранение или смягчение социальных, экономических, психологических, педагогических факторов психологического неблагополучия.

    Программа направлена на повышение компетентности специалистов психологов, педагогов-психологов, консультирующих родителей как в очном, так и в дистанционном формате.

    Программа обучения специалистов консультированию родителей (законных представителей) несовершеннолетних, переживших насилие, включает 24 часа теоретических и практических дистанционных занятий. В период прохождения обучения слушатели изучают материалы с помощью: разработанных методических пособий и рекомендаций, лекций и практических занятий с преподавателем в формате вебинаров.

    1.2. Цель реализации программы: совершенствование профессиональных компетенций психологов и готовности к осуществлению профессиональной деятельности в области психолого-педагогического сопровождения семей по тематике насилия в отношении несовершеннолетних.

    1.3. Планируемые результаты программы, включая перечень получаемых и/или совершенствуемых профессиональных компетенций

    Совершенствуемые компетенции

    № п/п

     

    Компетенции

    Направление подготовки

    Психолого-педагогическое образование[1]

    Бакалавриат

    44.03.02

    1.

    Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики

    ОПК-1

    2.

    Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для  индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

    ОПК-6

    Планируемые результаты обучения 

    Знать

    Психолого-педагогическое образование

    Бакалавриат
    44.03.02

    1.

    Причины жестокого обращения с детьми в семье, факторы риска насилия, связанные с особенностями семьи

    ОПК-6

    2.

    Этический кодекс психолога педагога-психолога при работе с ситуацией, связанной с насилием и жестоким обращением с детьми

    ОПК-1

    3.

    Основные нормативно-правовые акты, регулирующие защиту детей от жестокого обращения

    ОПК-1

    4.

    Структуру первичного интервью с ребенком (ПИР) и взрослым (ПИВ) при работе со случаем насилия      

    ОПК-6

     

    Уметь

     

    1.

    Составлять план безопасности для несовершеннолетнего

    ОПК-6

    2.

    Применять схемы работы со случаем жестокого обращения с ребенком в семье

    ОПК-1

    3.

    Разрабатывать  алгоритмы работы с различными типами обращений абонентов по тематике насилия и жестокого обращения с ребенком

    ОПК-6

     1.4. Категория слушателей, включая требования к квалификации: уровень образования – высшее образование, незаконченное высшее образование, направление подготовки – «Психолого-педагогическое образование», область профессиональной деятельности – психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательной среды, психологическое консультирование субъектов образовательной среды посредством дистанционных технологий

    1.5. Формы и методы обучения

    Обучение в очно-заочной форме проводится с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Виды занятий включают непосредственную групповую работу с преподавателем в формате тренинга, обсуждения кейсов с разбором практических заданий. Форма обучения, срок освоения программы обеспечивают возможность достижения планируемых результатов обучения и совершенствования/формирования профессиональных компетенций.

    В рамках дистанционного обучения применяются следующие образовательные формы и методы обучения:

    −                  вебинары в режиме онлайн;

    −                   метод проблемного обучения;

    −                   самообучение (самостоятельная работа);

    −                   тренинговый формат;

    −            практическое занятие;

    −                   аудио и видео учебно-информационные материалы.

    Виды и содержание учебных занятий и учебных работ способствуют приобретению нового опыта профессиональной деятельности.

    [1] В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогической образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. №122
    1. Учебный (тематический) план программы

    Наименование разделов (модулей) и тем

    Всего

    часов

    В том числе

    Форма

    контроля

    Лекция

    Практические занятия, тренинги

    Самостоятельная работа

    1.

    Организация психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) детей, переживших насилие

    22

    -

    16

    6

    Кейс-задания

    2.

    Итоговая аттестация

    2

     

     

     

    2

    Итого часов

    24

    -

    16

    6

    2

    1. Основное содержание программы

     

    № п/п,

    название темы

    Виды учебных занятий, учебных работ

    Краткое содержание

    Тема 1. Семейно-бытовой конфликт, насилие и жестокое обращение в отношении детей

     

    Практическое занятие

    Причины жестокого обращения с детьми в семье. Факторы риска насилия, связанные с особенностями семьи. Отдельные виды насилия и их взаимосвязь. Особенности работы со случаями жестокого обращения с детьми и их семьями    . Основные направления деятельности и принципы работы с детьми - жертвами насилия и их семьями    .

    Самостоятельная работа

    Подготовьте протокол проведения психологической консультации с семьей на основании полученного теоретического материала

    Тема 2. Профилактика насилия и жестокого обращения в отношении детей

     

     

    Практическое занятие

    Определение насилия и жестокого обращения. Виды жестокого обращения. Физическое жестокое обращение и его критерии. Эмоциональное жестокое обращение и его критерии. Сексуальное жестокое обращение и его критерии. Пренебрежение потребностями ребенка как вид жестокого обращения и его критерии. Междисциплинарный характер проблемы насилия над детьми и жестокого обращения.

    Самостоятельная работа

    Найдите материалы по теме: Своевременное выявление детей, испытывающих жестокое обращение и диагностика последствий насилия

    Тема 3. Алгоритмы работы психолога с тематикой насилия и жестокого обращения с детьми. План безопасности

    Практическое занятие

     

    Пошаговая модель проработки проблемы с абонентами. Примеры обращений со стороны различных категорий абонентов.

     

     

    Самостоятельная работа

    Основываясь на примере алгоритма в раздаточных материалах курса, разработать   алгоритм  работы с пренебрежением нуждами ребенка

    Тема 4. Этапы психологического сопровождения ребенка, жертвы семейного насилия

    Практическое занятие

    Установление первичного контакта с ребенком. Установление терапевтического единства с ребенком. Развитие у ребенка способности проявлять доверие. Преодоление страхов ребенка. Смягчение чувства утраты и вины. Обучение вербальному и невербальному выражению чувств. Обучение выражению и контролю агрессии. Создание оптимальных условий для рассказа о злоупотреблении. Обучение умению видеть различия между «хорошими» и «плохими» тайнами. Формирование уверенности в себе, чувства независимости и чувства собственного достоинства. Коррекция восприятия тела и неадекватной возрасту сексуальности. Терапия посттравматического стрессового расстройства. Терапия посттравматического стрессового расстройства. Терапия диссоциативных расстройств. Кризисная интервенция

    Тема 5. Начало беседы и техники установления контакты с ребенком, жертвой насилия. Структура первичного интервью с ребенком и взрослым  при работе со случаем насилия

    Практическое занятие

    Схема работы со случаем жестокого обращения с ребенком в семье. Структура первичного интервью с ребенком (ПИР) и взрослым (ПИВ) при работе со случаем насилия. Выявление причин обращения и определение запроса. Рабочая документация специалиста. Техники опроса и психологической поддержки детей, подвергшихся насилию

    Тема 6. Работа с родителями по тематике насилия и жестокого обращения с детьми

    Практическое занятие

    Структура проведения беседы. Особенности информирования родителей о ситуации насилия и жестокого обращения с ребенком. Особенности взаимодействия детей и родителей после акта совершенного насилия. Семейное и уголовное права в контексте защиты детей от жестокого обращения. Обязанности родителей. Лишение родительских прав.


Отзывы