Организация психолого-педагогического сопровождения родителей детей, переживших насилие
Преподаватели
Ульянина
Ольга Александровна
Руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО МГППУ, Главный научный сотрудник научно-исследовательского центра Академии управления МВД России. Профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, доктор психологических наук, кандидат социологических наук, доцент, член-корреспондент РАО, опыт психолого-педагогической работы с тематикой насилия и жестокого обращения с детьми более 10 лет.
Организация психолого-педагогического сопровождения
родителей (законных представителей) детей,
переживших насилие
Аннотация программы
Программа дополнительного профессионального образования рассчитана на специалистов, оказывающих психолого-педагогическую помощь и поддержку родителям (законным представителям) детей, переживших ситуацию насилия и жестокого обращения. Цель реализации программы состоит в приобретении слушателями системных теоретических знаний в сфере психологического консультирования по тематике насилия над детьми.
В программе рассматриваются методы и техники работы психолога консультанта с детьми и родителями, позволяющие специалисту более эффективно и качественно осуществлять помощь всем обратившимся за психологической помощью.
Программа дополнительного профессионального образования предполагает очно-заочный формат обучения.
Программа повышения квалификации: "Организация психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) детей, переживших насилие"
Количество часов: 24 ч.
Режим занятий: 2 дня практических занятий по 8 часов в день, а также материалы для самостоятельной работы
Цель реализации программы: совершенствование профессиональных компетенций психологов и готовности к осуществлению профессиональной деятельности в области психолого-педагогического сопровождения семей по тематике насилия в отношении несовершеннолетних.
После прохождения курса вы сможете:
- осуществлять практическую деятельность по психолого-педагогической и психологической поддержке семьи, детей и подростков, ставших жертвами физического, психологического, сексуального насилия;
- разрабатывать программы комплексной реабилитации с учетом деятельности специалистов других учреждений и ведомств;
- оказывать профилактическую, превентивную и психолого-педагогическую работу со случаями буллинга и жестокого обращения в образовательной организации.
Также вы научитесь осуществлять работу:
- с детьми, пострадавшими от криминального насилия;
- со случаями жестокого обращения с ребенком в семье;
- с воспитанниками организаций для детей-сирот и детей, утративших попечение родителей;
- по профилактике, предотвращению буллинга и оказанию помощи жертвам буллинга в образовательной организации;
- по оказанию психолого-педагогической помощи детям, пережившим насилие, на основе научно обоснованных походов.
1.1. Актуальность
В настоящее время актуальными представляются вопросы консультирования родителей по проблемам, связанным с переживанием их детьми ситуаций насилия. Зачастую родители не знают, как правильно реагировать на подобные случаи, как вести себя так, чтобы еще больше не навредить ребенку, как справиться с эмоциями детей, переживших насилие, и своими собственными чувствами. В решении таких этих вопросов родители могут обратиться к психологу или педагогу-психологу, который должен обладать необходимыми знаниями и способностью оказать содействие в преодолении возникших проблем.
Актуальность разработки программы повышения квалификации «Организация психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) детей, переживших насилие» (далее - Программа) обусловлена необходимостью подготовки квалицированных кадров, способных оказывать психологическую помощь родителям несовершеннолетних, подвергшихся различным видам насилия, что, в дальнейшем, обеспечит устранение или смягчение социальных, экономических, психологических, педагогических факторов психологического неблагополучия.
Программа направлена на повышение компетентности специалистов психологов, педагогов-психологов, консультирующих родителей как в очном, так и в дистанционном формате.
Программа обучения специалистов консультированию родителей (законных представителей) несовершеннолетних, переживших насилие, включает 24 часа теоретических и практических дистанционных занятий. В период прохождения обучения слушатели изучают материалы с помощью: разработанных методических пособий и рекомендаций, лекций и практических занятий с преподавателем в формате вебинаров.
1.2. Цель реализации программы: совершенствование профессиональных компетенций психологов и готовности к осуществлению профессиональной деятельности в области психолого-педагогического сопровождения семей по тематике насилия в отношении несовершеннолетних.
1.3. Планируемые результаты программы, включая перечень получаемых и/или совершенствуемых профессиональных компетенций
Совершенствуемые компетенции
№ п/п
Компетенции
Направление подготовки
Психолого-педагогическое образование[1]
Бакалавриат
44.03.02
1.
Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-1
2.
Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6
Планируемые результаты обучения
№
Знать
Психолого-педагогическое образование
Бакалавриат
44.03.021.
Причины жестокого обращения с детьми в семье, факторы риска насилия, связанные с особенностями семьи
ОПК-6
2.
Этический кодекс психолога педагога-психолога при работе с ситуацией, связанной с насилием и жестоким обращением с детьми
ОПК-1
3.
Основные нормативно-правовые акты, регулирующие защиту детей от жестокого обращения
ОПК-1
4.
Структуру первичного интервью с ребенком (ПИР) и взрослым (ПИВ) при работе со случаем насилия
ОПК-6
Уметь
1.
Составлять план безопасности для несовершеннолетнего
ОПК-6
2.
Применять схемы работы со случаем жестокого обращения с ребенком в семье
ОПК-1
3.
Разрабатывать алгоритмы работы с различными типами обращений абонентов по тематике насилия и жестокого обращения с ребенком
ОПК-6
1.4. Категория слушателей, включая требования к квалификации: уровень образования – высшее образование, незаконченное высшее образование, направление подготовки – «Психолого-педагогическое образование», область профессиональной деятельности – психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательной среды, психологическое консультирование субъектов образовательной среды посредством дистанционных технологий
1.5. Формы и методы обучения
Обучение в очно-заочной форме проводится с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Виды занятий включают непосредственную групповую работу с преподавателем в формате тренинга, обсуждения кейсов с разбором практических заданий. Форма обучения, срок освоения программы обеспечивают возможность достижения планируемых результатов обучения и совершенствования/формирования профессиональных компетенций.
В рамках дистанционного обучения применяются следующие образовательные формы и методы обучения:
− вебинары в режиме онлайн;
− метод проблемного обучения;
− самообучение (самостоятельная работа);
− тренинговый формат;
− практическое занятие;
− аудио и видео учебно-информационные материалы.
Виды и содержание учебных занятий и учебных работ способствуют приобретению нового опыта профессиональной деятельности.
[1] В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогической образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. №122
- Учебный (тематический) план программы
№
Наименование разделов (модулей) и тем
Всего
часов
В том числе
Форма
контроля
Лекция
Практические занятия, тренинги
Самостоятельная работа
1.
Организация психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) детей, переживших насилие
22
-
16
6
Кейс-задания
2.
Итоговая аттестация
2
2
Итого часов
24
-
16
6
2
- Основное содержание программы
№ п/п,
название темы
Виды учебных занятий, учебных работ
Краткое содержание
Тема 1. Семейно-бытовой конфликт, насилие и жестокое обращение в отношении детей
Практическое занятие
Причины жестокого обращения с детьми в семье. Факторы риска насилия, связанные с особенностями семьи. Отдельные виды насилия и их взаимосвязь. Особенности работы со случаями жестокого обращения с детьми и их семьями . Основные направления деятельности и принципы работы с детьми - жертвами насилия и их семьями .
Самостоятельная работа
Подготовьте протокол проведения психологической консультации с семьей на основании полученного теоретического материала
Тема 2. Профилактика насилия и жестокого обращения в отношении детей
Практическое занятие
Определение насилия и жестокого обращения. Виды жестокого обращения. Физическое жестокое обращение и его критерии. Эмоциональное жестокое обращение и его критерии. Сексуальное жестокое обращение и его критерии. Пренебрежение потребностями ребенка как вид жестокого обращения и его критерии. Междисциплинарный характер проблемы насилия над детьми и жестокого обращения.
Самостоятельная работа
Найдите материалы по теме: Своевременное выявление детей, испытывающих жестокое обращение и диагностика последствий насилия
Тема 3. Алгоритмы работы психолога с тематикой насилия и жестокого обращения с детьми. План безопасности
Практическое занятие
Пошаговая модель проработки проблемы с абонентами. Примеры обращений со стороны различных категорий абонентов.
Самостоятельная работа
Основываясь на примере алгоритма в раздаточных материалах курса, разработать алгоритм работы с пренебрежением нуждами ребенка
Тема 4. Этапы психологического сопровождения ребенка, жертвы семейного насилия
Практическое занятие
Установление первичного контакта с ребенком. Установление терапевтического единства с ребенком. Развитие у ребенка способности проявлять доверие. Преодоление страхов ребенка. Смягчение чувства утраты и вины. Обучение вербальному и невербальному выражению чувств. Обучение выражению и контролю агрессии. Создание оптимальных условий для рассказа о злоупотреблении. Обучение умению видеть различия между «хорошими» и «плохими» тайнами. Формирование уверенности в себе, чувства независимости и чувства собственного достоинства. Коррекция восприятия тела и неадекватной возрасту сексуальности. Терапия посттравматического стрессового расстройства. Терапия посттравматического стрессового расстройства. Терапия диссоциативных расстройств. Кризисная интервенция
Тема 5. Начало беседы и техники установления контакты с ребенком, жертвой насилия. Структура первичного интервью с ребенком и взрослым при работе со случаем насилия
Практическое занятие
Схема работы со случаем жестокого обращения с ребенком в семье. Структура первичного интервью с ребенком (ПИР) и взрослым (ПИВ) при работе со случаем насилия. Выявление причин обращения и определение запроса. Рабочая документация специалиста. Техники опроса и психологической поддержки детей, подвергшихся насилию
Тема 6. Работа с родителями по тематике насилия и жестокого обращения с детьми
Практическое занятие
Структура проведения беседы. Особенности информирования родителей о ситуации насилия и жестокого обращения с ребенком. Особенности взаимодействия детей и родителей после акта совершенного насилия. Семейное и уголовное права в контексте защиты детей от жестокого обращения. Обязанности родителей. Лишение родительских прав.