Курс повышения квалификации: Основы психосоматики
Продолжительность: 72 ч.
Телефон:
8 (8442) 98-00-38
Преподаватели
Голубь
Оксана Викторовна
- психолог (стаж работы 28 лет), кандидат психологических наук, доцент
Образование: высшее, специальность «Психология», квалификация Преподаватель психологии и педагогики;
Имеет дипломы о профессиональной переподготовке с правом ведения профессиональной деятельности в сфере «Менеджмент организации (технологии управления персоналом)», «Практическая психология (интегративный подход)» «Клиническая психология»
Ежегодно проходит курсы повышения квалификации
Действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги
Имеет 152 публикации из них 25 учебно-методических.
Повышение квалификации слушателей осуществляемое с применением различных образовательных и психологических технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с законодательством об образовании.
1. Цель программы:
Усвоение слушателями методологических основ, научных принципов, основных положений и методов психосоматики в их приложении к задачам современной практики в различных сферах деятельности (психологической, педагогической, социальной, юридической и др.).
2. Планируемый результат обучения:
Лица, успешно освоившие программу, должны овладеть следующими компетенциями: теоретическая подготовка и решение большого числа реальных практических задач в области психосоматики.
Совершенствуемые компетенции:
№ | Компетенция | Направление подготовки |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ |
||
Код компетенции | ||
1 | Способен к постановке профессиональных задач в области научно- исследовательской и практической деятельности |
ПК-6 |
2 |
Способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях |
ПК-9 |
Совершенствуемые компетенции в соответствии с трудовыми фикциями профессионального стандарта «Психолог»:
№ | Компетенция | Профстандарт |
1 |
Способен к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности
|
01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования), зарегистрированным в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575 03.008 Психолог в социальной сфере зарегистрированным в Минюсте России 25 декабря 2013 г. N 30840. 01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых, зарегистрированым в Минюсте России 28.08.2018 г. N 52016 |
2 | Способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях |
01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования), зарегистрированным в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575 03.008 Психолог в социальной сфере зарегистрированным в Минюсте России 25 декабря 2013 г. N 30840. 01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых, зарегистрированным в Минюсте России 28.08.2018 г. N 52016 |
После окончания обучения Слушатель будет знать:
- основные понятия психосоматики;
- учение о психосоматических и соматопсихических влияниях;
- классификацию психосоматических заболеваний;
- факторы, способствующие развитию психосоматических заболеваний;
- патохарактерологические особенности больных, подверженных психосоматическим заболеваниям;
- основы этиологии и патогенеза психосоматических заболеваний;
- общие признаки психосоматических заболеваний;
- основные нозологии в психосоматике, особенности клиники и течения;
- основные направления профилактики психосоматических заболеваний.
После окончания обучения Слушатель будет уметь:
- применить на практике полученные знания и навыки;
- дифференцировать психосоматическую патологию от других нозологий;
- корректно выстраивать взаимодействие с лицами, страдающими психосоматическими заболеваниями
Категория слушателей: лица, имеющие высшее образование.
Требования к предварительной подготовке: Не требуется.
Срок обучения: 72 академических часа,
Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная. По желанию слушателя форма обучения может быть изменена и/или дополнена.
Режим занятий: дневной, вечерний, групповых одного дня.
№ п/п |
Наименование разделов, дисциплин и тем | Всего часов | В том числе: | Самостоятельная работа (СРС) | Формы контроля | |
лекции | практические | |||||
1. |
Введение в психосоматику |
11 |
2 |
4 |
5 |
Устный опрос |
2. |
Направления зарубежной и отечественной психосоматики |
10 |
2 |
2 |
6 |
Устный опрос |
3. |
Стресс, механизмы его развития и совладание с ним как проблема психосоматики. |
12 |
2 |
4 |
6 |
Устный опрос |
4. |
Внутренняя картина здоровья и болезни |
10 |
2 |
2 |
6 |
Устный опрос |
5. |
Психосоматическая личность и ее особенности |
8 |
2 |
2 |
4 |
|
6. |
Психологическая диагностика в психосоматике |
10 |
2 |
4 |
4 |
Устный опрос |
7. |
Частная психосоматика |
9 |
2 |
2 |
5 |
Устный опрос |
8. |
Итоговая аттестация |
2 |
- |
2 |
- |
Зачёт (Устный опрос) |
|
ИТОГО |
72 |
14 |
22 |
36 |
Зачет |
Календарный учебный график:
Календарный учебный график формируется при осуществлении обучения в течение всего календарного года. По мере набора групп слушателей по программе составляется календарный график, учитывающий объемы лекций, практики, самоподготовки, выезды на объекты.
Неделя обучения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Итого часов |
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс | ||
1 неделя | 8 | 6 | 14 | |||||
СРС | 4 | 6 | 8 | 18 | ||||
2 неделя | 6 | 6 | 12 | |||||
СРС | 6 | 6 | 6 | 18 | ||||
3 неделя | 8 | 2 ИА | 10 | |||||
Итого: | 72 | |||||||
Примечание: ИА – Итоговая аттестация |
Содержание занятий
Тема 1. Введение в психосоматику
Психосоматические расстройства: определение понятия, типология. Факторы возникновения психосоматических заболеваний. Этиология и патогенез психосоматических заболеваний. Общие признаки психосоматических расстройств. Клинические проявления психосоматических заболеваний. Классификация психосоматических нарушений. Основные психопатологические синдромы: депрессивный, астенический, болевой, ипохондрический.
Тема 2. Направления зарубежной и отечественной психосоматики.
Психосоматика в рамках психоаналитического подхода. Теория психосоматической специфичности Александера. Концепции Райха и Лоуэна. Кортико-висцеральный подход к возникновению психосоматических заболеваний (М.Селигман). Модель двухэшелонной линии обороны Митчерлиха. Эго-психология Кохута. Концепция десоматизации Шура. Теория Морено. Концепция Аммона. Когнитивные теории в психосоматике. Гештальт и психосоматический симптом. Концепция структурно-дискретной организации психики Семенова. Акупунктурное программирование (АЛ).
Концепции Пригожина и Ананьева
Тема 3. Стресс, механизмы его развития и совладание с ним как проблема психосоматики.
Общая характеристика понятия стресс. Концепция стресса Г.Селье. Механизмы развития стресса. Современные концепции психологического стресса. Стресс в жизни современного человека. Стрессовый и нестрессовый образ жизни. Роль концепции стресса в совладающем поведении.
Тема 4. Внутренняя картина здоровья и болезни
Внутренняя картина болезни и ее структура. Факторы ВКБ. Возраст и ВКБ. Внутренняя картина здоровья. Профилактика психосоматических заболеваний.
Тема 5. Психосоматическая личность и ее особенности
Особенности психосоматической личности: типы характеров и их психологические защиты. Теория личностного профиля Ф. Данбар. Теория специфичности интрапсихического конфликта Ф. Александера. Роль отношения к болезни в психосоматической медицине. Признаки проблем психосоматической личности. Основные защитные механизмы личности.
Тема 6. Психологическая диагностика в психосоматике
Принципы диагностики в психосоматике. Методы дифференциально-диагностического обследования: клиническая беседа, интервьюирование, психологическое тестирование. Методики ЛОБИ и ТОБОЛ.
Тема 7. Частная психосоматика
Психофизиологические механизмы функционирования нервной системы (центральной, периферической, симпатической, парасимпатической), гормональной и дыхательной систем в норме и при психосоматических расстройствах. Виды психосоматических заболеваний нервной системы, гормональной системы, дыхательной системы. Аутогенная тренировка и релаксация в психосоматической проблематике
Тема 8. Итоговая аттестация
Организационно-педагогические условия
Соблюдениетребованийккадровымусловиямреализациидополнительнойпрофессиональнойпрограммы:
а)преподавательский состав образовательной организации, обеспечивающий образовательный процесс, обладает высшим образованием и стажем преподавания по изучаемой тематике не менее 1 года и (или) практической работы в областях знаний, предусмотренных модулями программы, не менее 3(трех)лет;
б)образовательной организацией наряду с традиционными лекционно-семинарскими занятиями применяются современные эффективные методики преподавания с применением интерактивных форм обучения, аудиовизуальных средств, информационно-телекоммуникационных ресурсов и наглядных учебных пособий.
Соблюдение требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению дополнительной профессиональной программы:
а) образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая современные аудитории, библиотеку, аудиовизуальные средства обучения, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов практической и дисциплинарной подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы.
б) в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде, содержащей все электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы.
Формы аттестации и оценочные материалы
Образовательная организация несет ответственность за качество подготовки слушателей и реализацию дополнительной профессиональной программы в полном объеме в соответствии с учебным планом.
Оценка качества освоения программы повышения квалификации слушателей включает текущий контроль успеваемости и итоговую аттестацию.
Результаты итоговой аттестации слушателей программы повышения квалификации в соответствии с формой итоговойаттестации,установленнойучебнымпланом,выставляютсяподвухбальнойшкале(«зачтено\незачтено»).
Слушателям, успешно освоившим программу повышения квалификации ипрошедшимитоговуюаттестацию,выдаетсяудостоверениеоповышенииквалификации.
Итоговая аттестация проводится в форме демонстрации слушателем практических навыков в соответствии с учебным планом. Результаты итоговой аттестации заносятся в соответствующие документы.
Вопросы к промежуточной аттестации
- Основные понятия психосоматики
- Основные направления зарубежной и отечественной психосоматики
- Внутренняя картина болезни
- Внутренняя картина здоровья
- Особенности психосоматической личности
- Классификация психосоматических заболеваний и их причины
- Общие признаки психосоматических расстройств
- Клинические проявления психосоматических расстройств
- Стресс как проблема психосоматики
- Аутогенная тренировка и релаксация в психосоматической проблематике
- Основные психопатологические синдромы: депрессивный, астенический, болевой, ипохондрический
Итоговая аттестация
Время(мин): 120
Мини-презентация на тему: «Психосоматика в моей жизни/профессиональной деятельности»