Курс повышения квалификации: Основы психосоматики

Продолжительность: 72 ч.

Телефон:
8 (8442) 98-00-38

Преподаватели

Голубь
Оксана Викторовна

- психолог (стаж работы 28 лет), кандидат психологических наук, доцент

Образование: высшее, специальность «Психология», квалификация Преподаватель психологии и педагогики; 

Имеет дипломы о профессиональной переподготовке с правом ведения профессиональной деятельности в сфере «Менеджмент организации (технологии управления персоналом)», «Практическая психология (интегративный подход)» «Клиническая психология»  

Ежегодно проходит  курсы повышения квалификации

Действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги

Имеет 152 публикации из них  25 учебно-методических.

Повышение квалификации слушателей осуществляемое с применением различных образовательных и психологических технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с законодательством об образовании.

1. Цель программы: 
Усвоение слушателями методологических основ, научных принципов, основных положений и методов психосоматики в их приложении к задачам современной практики в различных сферах деятельности (психологической,  педагогической, социальной, юридической и др.).

2. Планируемый результат обучения:
Лица, успешно освоившие программу, должны овладеть следующими компетенциями: теоретическая подготовка и решение большого числа реальных практических задач в области психосоматики.

Совершенствуемые компетенции:

Компетенция Направление подготовки

 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО   ОБРАЗОВАНИЯ  ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
  37.03.01 Психология (направление «БАКАЛАВРИАТ»)

Код компетенции
1 Способен  к постановке профессиональных задач в области  научно-    исследовательской и практической деятельности

ПК-6

2

Способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях

ПК-9

 

 

Совершенствуемые компетенции в соответствии с трудовыми фикциями профессионального стандарта «Психолог»:

Компетенция Профстандарт
1

Способен к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности

 

 

 

01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования), зарегистрированным в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575
Трудовые функции(код)
А/03.7;  А/04.7; А/05.7

03.008 Психолог в социальной сфере зарегистрированным в Минюсте России 25 декабря 2013 г. N 30840.
Трудовые функции(код)
А/03.7; А/05.7

01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых, зарегистрированым в Минюсте России 28.08.2018 г.  N 52016
Трудовые функции(код)
А/03.6; С/03.6

2 Способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях

01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования), зарегистрированным в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575
Трудовые функции(код)
А/03.7;  А/04.7; А/05.7

03.008 Психолог в социальной сфере зарегистрированным в Минюсте России 25 декабря 2013 г. N 30840.
Трудовые функции(код)
А/03.7; А/05.7; А/08.7

01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых, зарегистрированным в Минюсте России 28.08.2018 г.  N 52016
Трудовые функции(код)
А/03.6; С/03.6

 

После окончания обучения Слушатель будет знать:

  • основные понятия психосоматики;
  • учение о психосоматических и соматопсихических влияниях;
  • классификацию психосоматических заболеваний;
  • факторы, способствующие развитию психосоматических заболеваний;
  • патохарактерологические особенности больных, подверженных психосоматическим заболеваниям;
  • основы этиологии и патогенеза психосоматических заболеваний;
  • общие признаки психосоматических заболеваний;
  • основные нозологии в психосоматике, особенности клиники и течения;
  • основные направления профилактики психосоматических заболеваний.

 

После окончания обучения Слушатель будет уметь:

  • применить на практике полученные знания и навыки;
  • дифференцировать психосоматическую патологию от других нозологий;
  • корректно выстраивать взаимодействие с лицами, страдающими психосоматическими заболеваниями

 

Категория слушателей: лица, имеющие высшее образование.

Требования к предварительной подготовке: Не требуется.

Срок обучения: 72 академических часа,

Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная. По желанию слушателя форма обучения может быть изменена и/или дополнена.

Режим занятий: дневной, вечерний, групповых одного дня.

 


п/п
Наименование разделов, дисциплин и тем Всего часов В том числе: Самостоятельная работа (СРС) Формы контроля
лекции практические

1.

Введение в психосоматику

11

2

4

5

Устный опрос

2.

Направления зарубежной и отечественной психосоматики

10

2

2

6

Устный опрос

3.

Стресс, механизмы его развития и совладание с ним как проблема психосоматики.

12

2

4

6

Устный опрос

4.

Внутренняя картина здоровья и болезни

10

2

2

6

Устный опрос

5.

Психосоматическая личность и ее особенности

8

2

2

4

 

6. 

Психологическая диагностика в психосоматике

10

2

4

4

Устный опрос

7.

Частная психосоматика

9

2

2

5

Устный опрос

                 8.                  

Итоговая

аттестация

2

-

2

-

Зачёт

(Устный опрос)

 

ИТОГО

   72

14

22

36

 Зачет

 

 

Календарный учебный график:

Календарный учебный график формируется при осуществлении обучения в течение всего календарного года. По мере набора групп слушателей по программе составляется календарный график, учитывающий объемы лекций, практики, самоподготовки, выезды на объекты.

Неделя обучения 1 2 3 4 5 6 7 Итого часов
пн вт ср чт пт сб вс  
1 неделя           8 6 14
СРС     4 6 8     18
2 неделя           6 6 12
СРС     6 6 6     18
3 неделя           8 2 ИА 10
Итого:               72
Примечание: ИА – Итоговая аттестация

 

Содержание занятий

Тема 1. Введение в психосоматику

Психосоматические расстройства: определение понятия, типология. Факторы  возникновения     психосоматических заболеваний.  Этиология  и  патогенез психосоматических заболеваний. Общие  признаки  психосоматических расстройств.   Клинические проявления психосоматических заболеваний. Классификация психосоматических нарушений. Основные психопатологические синдромы:  депрессивный,  астенический,  болевой, ипохондрический.

Тема 2. Направления  зарубежной и отечественной психосоматики.

Психосоматика в рамках психоаналитического подхода.  Теория психосоматической специфичности Александера. Концепции Райха и Лоуэна. Кортико-висцеральный подход к возникновению психосоматических заболеваний (М.Селигман). Модель двухэшелонной линии обороны Митчерлиха. Эго-психология Кохута. Концепция десоматизации Шура. Теория Морено. Концепция Аммона. Когнитивные теории в психосоматике. Гештальт и психосоматический симптом. Концепция структурно-дискретной организации психики Семенова. Акупунктурное программирование (АЛ).

Концепции Пригожина и Ананьева

Тема 3. Стресс, механизмы его развития и совладание с ним как проблема психосоматики.

 Общая характеристика понятия стресс. Концепция стресса Г.Селье. Механизмы развития стресса. Современные концепции психологического стресса. Стресс в жизни современного человека. Стрессовый и нестрессовый образ жизни. Роль концепции стресса в совладающем поведении.

Тема 4. Внутренняя картина здоровья и болезни

Внутренняя картина болезни и ее структура. Факторы ВКБ. Возраст и ВКБ. Внутренняя картина здоровья. Профилактика психосоматических заболеваний.

Тема 5. Психосоматическая личность и ее особенности

Особенности психосоматической личности: типы характеров и их психологические защиты. Теория личностного профиля Ф. Данбар. Теория специфичности интрапсихического конфликта Ф. Александера. Роль отношения к болезни в психосоматической медицине. Признаки проблем психосоматической личности. Основные защитные механизмы личности.

Тема 6. Психологическая диагностика в психосоматике

Принципы диагностики в психосоматике. Методы дифференциально-диагностического  обследования: клиническая беседа, интервьюирование, психологическое тестирование. Методики ЛОБИ и ТОБОЛ.

Тема 7. Частная психосоматика

Психофизиологические механизмы функционирования нервной системы (центральной, периферической, симпатической, парасимпатической), гормональной и дыхательной систем в норме и при психосоматических расстройствах. Виды психосоматических заболеваний нервной системы, гормональной системы, дыхательной системы. Аутогенная тренировка и релаксация в психосоматической проблематике

Тема 8. Итоговая аттестация

Организационно-педагогические условия

Соблюдениетребованийккадровымусловиямреализациидополнительнойпрофессиональнойпрограммы:

а)преподавательский состав образовательной организации, обеспечивающий образовательный процесс, обладает высшим образованием и стажем преподавания по изучаемой тематике не менее 1 года и (или) практической работы в областях знаний, предусмотренных модулями программы, не менее 3(трех)лет;

б)образовательной организацией наряду с традиционными лекционно-семинарскими занятиями применяются современные эффективные методики преподавания с применением интерактивных форм обучения, аудиовизуальных средств, информационно-телекоммуникационных ресурсов и наглядных учебных пособий.

Соблюдение требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению дополнительной профессиональной программы:

а) образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая современные аудитории, библиотеку, аудиовизуальные средства обучения, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов практической и дисциплинарной подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы.

б) в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде, содержащей все электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы.

 

Формы аттестации и оценочные материалы

Образовательная организация несет ответственность за качество подготовки слушателей и реализацию дополнительной профессиональной программы в полном объеме в соответствии с учебным планом.

Оценка качества освоения программы повышения квалификации слушателей включает текущий контроль успеваемости и итоговую аттестацию.

Результаты итоговой аттестации слушателей программы повышения квалификации в соответствии с формой итоговойаттестации,установленнойучебнымпланом,выставляютсяподвухбальнойшкале(«зачтено\незачтено»).

Слушателям, успешно освоившим программу повышения квалификации ипрошедшимитоговуюаттестацию,выдаетсяудостоверениеоповышенииквалификации.

Итоговая аттестация проводится в форме демонстрации слушателем практических навыков в соответствии с учебным планом. Результаты итоговой аттестации заносятся в соответствующие документы.

 

Вопросы к промежуточной аттестации

  •            Основные понятия психосоматики
  •            Основные направления зарубежной и отечественной психосоматики
  •            Внутренняя картина болезни
  •            Внутренняя картина здоровья
  •            Особенности психосоматической личности
  •            Классификация психосоматических заболеваний и их причины
  •            Общие признаки психосоматических расстройств
  •            Клинические проявления психосоматических расстройств
  •            Стресс как проблема психосоматики
  •            Аутогенная тренировка и релаксация в психосоматической проблематике
  •           Основные психопатологические синдромы:  депрессивный,  астенический,  болевой, ипохондрический

 

Итоговая аттестация

Время(мин):  120 

 Мини-презентация на тему: «Психосоматика в моей жизни/профессиональной деятельности»


Отзывы